Print

Советы родителям

Written by Ярош Светлана Алексеевна. Posted in Советы родителям

 Учитель-логопед высшей категории

УВК «ШГТ» ХОА

Ярош С. А.

Советы родителям

   Каждую семью, в которой растет ребенок, волнует вопрос, как обеспечить ему всестороннее развитие в дошкольном возрасте в целом и развитие его речи в частности.

   Развитие речи ребенка начинается с рождения. Навыки правильной речи ребенок приобретает в семье. Все, что делают родители для общего и речевого развития ребенка с первых дней жизни очень важно для всей его дальнейшей жизни.

   Учить ребенка правильной речи необходимо личным примером. Ребенок с первых дней должен слышать четкую правильную речь взрослых. Важно, чтобы и отец и мать разговаривали с ребенком на одном, родном языке.

   Развитие подвижности речевого аппарата – очень важный шаг на пути к правильному произношению.

   Артикуляционные упражнения помогают сделать подвижным речевой аппарат.

   Какое количество слов может освоить человек? Есть ли какие-то пределы, количественные показатели для каждого возраста? Такие нормы существуют.

   Словарный запас каждого человека имеет пассивный и активный его показатель. Активный словарный запас включает в себя слова, которые ребенок не только понимает, но и умеет ими пользоваться в самостоятельной речи. Количество слов в активном словарном запасе человека определяет культуру и богатство его речи.

   Пассивный словарный запас – это слова, которые человек знает, понимает, но не всегда использует в своей речи. Пассивный словарь всегда больше активного.

   Активный словарь ребенка постоянно увеличивается, он может быть:

- для детей до 1 года, 6 месяцев10–15 слов;

- к концу 2 года300 слов;

- концу 3 года1000 слов;

- к 4 годам2500 слов;

- к 5 годам3500 слов;

- к 6 годам4000 слов;

- к 7 годам4500 слов.

   У взрослого человека словарь насчитывает 6–8 тысяч слов. Качественный состав словаря у всех детей разный. Как правило, у большинства детей преобладают в речи существительные (50%), глаголы (30%), другие части речи употребляются гораздо реже. Ребенок к 5 годам очень любознательный, разговорчивый, поэтому в это время особенно стремительно развивается его речь, быстрее используются числительные и прилагательные, четче произносятся звуки. Они по-прежнему испытывают затруднения в усвоении слов, они мало еще используют в речи причастий и деепричастий, многосложных слов, слов, которые обозначают абстрактные понятия, слов-обобщений, слов вежливости.

   Активный словарь у детей старшего дошкольного возраста приближается к словарю взрослого человека. Они могут свободно использовать в своей речи все части речи, сложные слова и обороты, хотя и в их речи случаются неточности в употреблении слов и в их согласовании. Родители должны постоянно пополнять словарный запас детей, уточнять и разъяснять значения неизвестных им слов, учить согласовывать между собой различные части речи, строить правильно фразы.

   Ребенок растет и развивается, развивается и его речь. Главными компонентами развития речи являются: звукопроизношение, словарный запас, грамматическое строение речи.

      ПОРЯДОК УСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ЗВУКОВ РЕЧИ

От года до 2 лет

А, О, Е, Э, М, П., Б

От 2-х до 3-х лет

У, И, Ы, Т, Д, В, Ф, Г, К, Х, Н, Й  

От 3-х до 4-х лет

С, З, Ц

От 4-х до 5 лет

Ш, Ж, Ч, Щ

От 5 до 6 лет

Л, Р,

     ПЯТЫЙ ГОД ЖИЗНИ

Словарный запас ребенка составляет 1500 – 2000 слов. В своих высказываниях он использует все части речи, усваивает все обобщающие слова, происходит стремительное развитие грамматической стороны речи. Иногда может ошибаться: не всегда правильно использует окончания, неправильно согласовывает слова в словосочетаниях. Ребенок в этом возрасте высказывает свои мысли и понимание ситуаций, событий, рассуждает об окружающих предметах. Практически у всех улучшается звукопроизношение, они правильно произносятсвистящие С, З, Ц, начинают произносить шипящие звуки Ш, Ж, Ч, но еще могут их не дифференцировать их в речи: шапка – сапка и т. д. Звук Р дети чаще всего произносят, как Й, Л, Ль.

ШЕСТОЙ ГОД ЖИЗНИ

К концу шестого года жизни активный словарь ребенка состоит из 2500 – 3000 слов. Высказывания ребенка становятся более полными и точными. Пятилетние дети самостоятельно составляют рассказы по картинкам, на заданные темы, пересказывают сказки, что свидетельствует о совершенствовании одного из самых важных сторон речи – монологическая речь. В высказываниях детей все чаще встречаются сложные и распространенные предложения, чаще используются слова, которые называют качество предмета или его действия, материал, из которого он сделан. Ребенок может уже употреблять в своей речи синонимы и антонимы, умеет согласовывать имена существительные с именами прилагательными и числительными, сложные предлоги, сложные слова. В этом возрасте ребенок уже не должен пропускать или переставлять слоги в словах, искажать произнесение звуков. Большинство детей правильно произносят свистящие и шипящие, сонорные

Р и Л. Но иногда еще допускаются ошибки при произнесении некоторых звуков или замена их другими.

НАРУШЕНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ШЕТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

Очень часто в речевом развитии детей наблюдаются нарушения: заикание, неправильное произнесение некоторых звуков. Дефекты звукопроизношения приводят к ошибкам при письме.

Иногда случается, что ребенок произносит звук правильно, но при написании пропускает его или заменяет на похожий (например – шапка-сапка-апка).

Иногда ребенок не может правильно произнести звуки (Ш., Ж, Ч, Щ., Р) потому, что у него короткая подъязычная уздечка или очень вялый язык. Чтобы убедится в этом, попросите выполнить упражнение «Вкусное варенье» (облизать языком верхнюю губу).

Уважаемые родители! Не перегружайте своего ребенка в период обучения его грамоте, не торопите его при овладении им навыками чтения,— это может привести к заиканию.

Очень важно, как можно раньше заметить и обратить внимание на нарушения звукопроизношения и вместе с логопедом помочь ребенку избавится от речевых нарушений.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ?

Речь – это неиссякаемый источник умственного развития ребенка, кладезь всех знаний. К. Д. Ушинский назвал родную речь народным педагогом и наставником. Слово учит, воспитывает и развивает ребенка. Благодаря речи совершенствуются чувства ребенка, обогащаются знания об окружающем.

Важная роль в формировании личности ребенка, в развитии речи в частности, принадлежит семье. Первые слова, первые предложения ребенок слышит в кругу самых родных и близких ему людей – мамы, папы, бабушек и дедушек. Некоторые родители считают, что правильную литературную речь ребенок начинает изучать только в школе, поэтому не всегда обращают внимание на то, как говорит ребенок, не тратят время на развитие и обогащение речи ребенка в дошкольном возрасте.

Нужно помнить: развитие речи начинается с произнесения ребенком первых звуков, а не тогда, когда он начинает учить Азбуку. Взрослые должны заботиться о развитии правильной речи у ребенка с первых месяцев его жизни. Правильная речь ребенка дает ему возможность свободно общаться с другими детьми, излагать свои мысли и желания, способствует успешному обучению в школе.

Детей необходимо учить правильно произносить звуки, ставить ударения в словах, правильно интонировать свою речь, учить речевому дыханию.

Дошкольники должны учиться согласовывать слова в предложениях в числе, роде, падежах. У детей необходимо воспитывать культуру речи: умение слушать собеседника, смотреть в глаза собеседника, не перебивать взрослых.

Уважаемые родители! Будьте внимательны и не пропускайте речевых нарушений Вашего ребенка!

В кругу своей семьи Вы, конечно, понимаете своего малыша с полуслова, и ребенок чувствует себя уверенно и комфортно, но когда ребенок попадает в коллектив и окружающие не могут понять его речь, возникают еще и психологические проблемы. Помните: речевые проблемы влекут за собой и замедленное умственное развитие.

Вы должны ориентироваться в возрастных нормах развития речи у ребенка, чтобы вовремя заметить отклонения и обратиться за помощью к специалистам. Желательно сделать это до поступления ребенка в школу.